Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

 

 

 

 

«День Сибири, или Сказание о жизни сибиряков»

 

«День Сибири, или Сказание о жизни сибиряков»

8 ноября в Поротниковском клубе состоялось необычное мероприятие «День Сибири, или Сказание о жизни сибиряков».

За основу взяли незаслуженно забытый Всероссийский праздник День Сибири. В 1881 году у сибиряков появился «красный день календаря» – День Сибири или День Благодарения Сибири. Тогда Россия широко отмечала 300-летие присоединения Сибири к Российскому государству, начавшегося с похода дружины Ермака в 1581 году. За отправную точку был взят день вступления казаков в столицу Сибирского ханства Кашлык – 26 октября 1581 года. В наше время этот день, по новому стилю, приходится на 8 ноября. 8 ноября 1881 года в Санкт-Петербурге, в Москве повсеместно проходили крестные ходы с молебнами в честь Ермака с сотоварищами, в память первопроходцев и основателей острогов. В дальнейшем День Сибири стал традиционным. В городах европейской части России сибирские землячества собирались на общие празднества. По всей Сибири губернаторы устраивали торжественные приемы. Старожилы за праздничными столами вспоминали свои «сибирские корни» и «благодарили Сибирь за её изобилия и удобства».

Традиция празднования Сибирского дня стала неотъемлемым элементом культурной жизни, отмечали его очень торжественно в губернских, окружных, уездных городах, в волостных центрах. В сибирских городах проводились собрания и вечера интеллигенции, заседания научных и просветительских организаций, на которых произносились речи, связанные с достижениями, проблемами, нуждами Сибири. Говорили об экономике, культуре, образовании, об отмене в наши края ссылки. В театрах, в учебных заведениях в этот день шли спектакли, концерты, устраивали чтения, давали балы и обеды. Дню Сибири посвящались специальные выпуски местных газет и журналов, в книжных магазинах появлялись новые издания, посвященные Сибири. Особо приветствовались общественно значимые деяния купцов-благотворителей и меценатов. В этот день торжественно вносились крупные суммы пожертвований приютам, больницам, благодетельствовали нищих. Каждый культурный сибиряк считал себя причастным к этому празднику, отмечал его от души в кругу семьи, друзей или даже один, если случалось находиться за пределами Сибири, России. Некоторые относились к празднику почти как к национальному. Но большинство сибиряков просто веселились, закатывали пиры горой и очень гордились, что у русских, живущих в коренной, европейской России, подобного сибирскому, своего такого замечательного дня нет. К этому времени после дня Покрова Святой Богородицы заканчивались страдные осенние работы. Выпадал первый снег, начиналась первая полоса морозов и массовый забой скота на подворьях крестьян. Поэтому, вполне естественно, день Сибири довольно скоро стал совмещаться с «гулянками» по итогам земледельческого года. Старожилы ставили в церквях поминальные свечи в память предков, а затем собирались у старшего «по-родству», «по-суседству» и «товаричеству». Столы ломились от даров сибирской земли и традиционных блюд старожилов. Сибирский стол обязательно включал рыбный пирог и пельмени, саламат и гречишные блины, горошницу и запеченного в тесте поросенка, шаньги и черемуховый пирог, чай «затуран» и кедровые орехи... Так День Сибири олицетворял собой праздник благодарения краю за все «излишества и удобства», за сытую благодатную жизнь. С этих праздничных отметин итогов хозяйственной деятельности начиналась череда ярмарок в крупных старожильческих селах, своеобразных «выставок достижений крестьянского хозяйства». После Октябрьской революции и гражданской войны праздник забылся.

И вот собрался народ в маленьком клубе, словно в старинной сибирской избе встретились многочисленные родственники, а ведь, действительно, родственники - одному роду принадлежим - сибирскому... На столах и калина, и соленья, и пельмени, и стряпня, и каши... Звучали старинные песни, наигрыши ложкарей из Малышевской слободы, фрагменты обрядов сибирских... Под колокольный перезвон вышли на маленькую деревенскую сцену почетные гости – народный вокальный ансамбль «Благовест» под руководством Владимира Лебедя. Это был настоящий подарок для деревенских жителей – чудесное пение и уникальный репертуар, объединяющий и возвеличивающий патриотические чувства сибиряков.

Сибирь в настоящее время является как плацдармом экономического развития России, так и местом геополитических дрязг. Уже не стесняются  вслух произносить за океаном то, что Сибирь для одной России - это много... Неужели на что-то надеются?!

А вот такие просветительские мероприятия не должны ослабить дух наш сибирский. Тронули сердца зрителей актуальные стихи о родине в исполнении ученика 5 класса Виталия Авдухина: «Мал еще! Но рассуждать я в силе!»

Большое спасибо всем участникам мероприятия. Особая благодарность женщинам – участницам художественной самодеятельности Поротниковского клуба. Особый коллектив фолк-театр «Сибирский двор», в котором все играет свою роль – и песня, и байка, и чугун с кашей, и крынка с водой, и шаньга «со смаком». В этом коллективе каждая деталь и слово играет свою роль. Спасибо вам женщины.

Культорганизатор Поротниковского клуба Галина Абрамова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.11.2016

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"